Софт-Архив

все цвета кроме черного программа скачать бесплатно img-1

все цвета кроме черного программа скачать бесплатно

Рейтинг: 4.8/5.0 (1657 проголосовавших)

Категория: Программы

Описание

Программа к методическому пособию - Все цвета кроме черного

Программа к методическому пособию "Все цвета кроме черного. Познаю свои способности"

Рабочая программа составлена на основе авторского проекта «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности» под руководством академика РАО, лауреата премии Президента России М. М. Безруких. Проект направлен на профилактику вредных привычек и формирование ценностного отношения к здоровью.
Традиционно педагоги и родители считают, что основная задача ранней профилактики наркотизма заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка (подростка) представление о вреде алкоголя, никотина, наркотических и токсических веществ. Если мальчик или девочка узнают о пагубных последствиях употребления наркотических веществ, - рассуждают взрослые, - то этого вполне достаточно ля того, чтобы предотвратить знакомство с ними. Но так ли это на самом деле? Суть педагогической профилактики заключается не только в том, чтобы рассказать детям об опасности одурманивающих веществ, сколько в том, чтобы сформировать у них навыки, позволяющие успешно справляться с возникающими проблемами, реализовать свои желания и потребности за счёт внутренних личностных ресурсов. Вот почему темы профилактической программы «Все цвета, кроме чёрного» актуальны, так как направлены на развитие у подростков познавательных интересов, способности эффективно строить взаимоотношения с окружающими (в том числе сопротивляться негативному давлению), умения анализировать свои чувства и переживания. Все эти свойства и качества обеспечивают подростку личностную устойчивость к любым внешним негативным влияниям, а значит, снижают вероятность его знакомства с наркотическими веществами.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: сформировать представления у подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему.

ПРОГРАММА РЕАЛИЗУЕТСЯ ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  1. сформировать представления о наркотизации как поведении, опасном для здоровья.
  2. развивать интерес у обучающихся к познанию своих возможностей, своего характера, сильных и слабых сторон.
  3. научить давать оценку своим действиям, развивать навыки регуляции своего поведения, эмоционального состояния.
  4. развивать коммуникативные навыки (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях).

Программа предназначена для учреждений различного типа: общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Программа может использоваться во внеклассной работе или как дополнительные занятия в группе продлённого дня. Программа представлена в объёме 17 часов, из них: 3 часа теории и 14 часов практики.
Программа «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности» построена по модульному принципу – их основным структурным и содержательным элементом является тематический модуль, отличающийся относительной законченностью и самостоятельностью. Содержание программы охватывает основные сферы социализации подростков и наиболее актуальные, значимые для них ситуации развития. Информация, связанная с проблемой наркотизации, интегрируется в структуру каждого модуля и рассматривается в рамках конкретной темы.
Работа с УМК предполагает как групповые занятия с обучающимися, так и индивидуальные. Большинство занятий носит игровой характер, выполняя их подростки, могут проявить свои творческие, организационные способности. На занятиях предполагается выполнение следующих видов заданий:

  • анализ литературных отрывков;
  • тестовые задания для развития самооценки;
  • творческие задания (составление рассказа, логические задачи, игры);
  • тренинговые задания.

Работа с комплектом нацелена на достижение конкретных результатов:

  • полученные знания позволят обучающимся понять, почему им нужно заботиться о своём здоровье;
  • подростки научаться управлять своим поведением, избегать конфликтов с окружающими;
  • обучающиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к использованию одурманивающих веществ.

Вводное занятие. «Увлечения мои и моих друзей». 1 час.
Вводное занятие предполагает знакомство с тематикой проекта «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности». Если обучающиеся уже знакомы с данным проектом по прошлому году, то можно преступать ко второй части занятия, а если нет, то руководитель подробнее рассказывает о плане работы группы.
Вторая часть занятия проходит в виде игры «Увлечения мои и моих друзей».

ТемаI: «Для чего человеку нужны часы?» 3 часа.
О том, что правильно организованный режим дня - непременное условие сохранение здоровья ребёнка, известно всем, но, к сожалению, далеко не в каждой семье соблюдается это условие.
Формирование у школьников навыка планирования и умения эффективно распределять собственные дела помогает предотвратить возникновение состояния перегрузки, усталости, неверие в собственные силы, когда подросток считает, что он «всё равно не справится, не стоит и стараться». К тому же соблюдение режима дня, стремление выполнить намеченное развивает у подростка навык самоконтроля, самоорганизации и устойчивости к внешнему давлению.
При выполнении заданий, предложенных учителем, или в рабочей тетради предполагается индивидуальная работа - подростки выполняют их самостоятельно. Задача педагога - заинтересовать обучающихся этой работой. Результаты заданий должны быть проанализированы - это поможет подросткам понять, что им нужно исправить в своих режимах дня.

ТемаII: «Внимание, внимание!» 4 часа.
Внимание - одна из важнейших психологических функций человека, проявляющаяся в способности сосредоточиться в данный момент на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Рассматривая данную тему в рамках профилактической программы, необходимо сформировать у учащихся представление о том, что употребление психоактивных веществ негативно отражается на способности человека быть внимательным. Обсудите с подростками причины, по которым запрещается водить машины, управлять приборами и сложными механизмами, человеку, находящемуся в нетрезвом состоянии.
Тема включает целый ряд тестовых и тренировочных заданий, которые позволяют обучающимся самостоятельно оценить характеристики своего внимания, но и помогут развить эту способность.

ТемаIII: «Секреты нашей памяти». 4 часа.
Память - одна из важнейших психических функций, выражающаяся в способности запечатлевать, сохранять и воспроизводить прошлый опыт.
Тема включает тестовые и тренинговые задания, показывающие уровень развития памяти: по способу запоминания, по затрачиванию волевых усилий. Итогом по данной теме предполагается выпуск стенгазеты, куда можно поместить информацию не только об основных правилах и методиках эффективного запоминания, но и информацию о негативном влиянии употребления психоактивных веществ на память.

ТемаIV: «Homosapiens- человек разумный». 3 часа.
Задания данной темы направлены на развитие мыслительных способностей обучающихся.
Умения человека наблюдать природу помогло ему открыть многие её тайны и законы. Затем у людей появилась необходимость систематизировать свои знания об окружающем мире. Так зарождалась наука. Благодаря научным знаниям и творческому мышлению человек создал вокруг себя новый, рукотворный мир.
Творческое мышление проявляется в способности человека создавать что-то новое и в том, умеет ли он в обычных, знакомых для него предметах и явлениях находить новое и необычное.

ТемаV: «Какой ты человек». 1 час.
Любому человеку необходимо знать свои способности и возможности, т. е. уметь оценивать себя. От самооценки человека зависят его отношения с окружающими, его требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Все мы очень разные, но этим мы и интересны друг другу.
Эта тема помогает определить черты характера, т. е. совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для неё способы поведения. В обычной жизни часто ставится знак равенства между понятиями «темперамент» и «характер». Однако эти понятия далеко не равнозначны.
Темперамент - характеристика динамических особенностей деятельности индивида. Темперамент определяет впечатлительность, эмоциональную возбудимость личности.
Задания этой темы помогут подростку оценить себя как личность, задуматься над чертами своего характера.

ТемаVI: «Что я знаю о себе». 1 час.
На заключительном занятии подводятся итоги работы в течение года. Ребята с помощью учителя обобщают всё, что они узнали о себе, своих психофизиологических особенностях и личностных качествах. Это поможет подростку увидеть все «сильные» и «слабые» стороны.

Список первоисточников
1. Ануфриев А. Ф. Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / Ануфриев А. Ф. Костромина С. Н. – М. Ось – 89. – 1998.
2. Безруких М. М. Макеева А. Г. Филлипова Т. А. Все цвета, кроме чёрного: 5 – 6 класс/ Безруких М. М. Макеева А. Г. Филлипова Т. А. Пособие для педагогов и родителей – М. Вентана – Граф. – 2007.
3. Рогов Е. И. Я и самопознание / Рогов Е. И. – М. Март. – 2006.
4. Ускова Г. А. Психолого – педагогическая диагностика младших школьников / Ускова Г. А. – М. Академический проект. – 2004.
5. http://www.leovit.ru/memoris.html
6. http:// www.poljot - classic.ru/pages/56
7. http://www.sunhome.ru/journal/111892
8. http://www.childprotect.ru/pamyat/

Другие статьи

Рабочая программа на тему: Программа - quot; Все цвета, кроме черного - quot, скачать бесплатно, Социальная сеть работников образования

Рабочая программа на тему:
Программа "Все цвета, кроме черного"

Шербакульский район Омская область

Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного » составлена на основе авторской программы М.М. Безруких.

Актуальность программы обусловлена тем, что социальная адаптация младшего школьника, т.е. гармоничное существование в обществе, умение сопротивляться вредным влияниям среды, занимает важное место в развитии ребенка.

Цель программы: формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки.

  1. Знать правила здорового образа жизни;
  2. Уметь оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;
  3. Знать особенности своего характера, уметь управлять своим поведением.

Программа способствует формированию следующих видов универсальных учебных действий

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи;
  • принятие образца «хорошего ученика»
  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям
  • слушать и понимать речь других;
  • уметь доносить свое мнение в форме устного высказывания;
  • задавать вопросы

Программа обеспечивает достижения результатов первого уровня: приобретение школьниками знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности, о способах деятельности.

Планируемые результаты реализации программы:

  • слушать и понимать речь других;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • доносить свое мнение в форме устного высказывания;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • соблюдать правила здорового образа жизни;
  • управлять своим поведением в различных жизненных ситуациях.
  1. Учимся понимать себя. Твои новые друзья. Как ты растешь. Что ты знаешь о себе. Твое настроение. Как ты познаешь мир. Твои чувства. Как исправить настроение. Твои поступки. Твои привычки. Настольная игра «Твой день».
  2. Учимся понимать других. Какие изменения произошли с нами за время учебы. Как научиться разговаривать с людьми. Что такое интонация. Как научиться преодолевать трудности. Как понять друг друга без слов. Для чего нужна улыбка. Умеешь ли ты дружить. Конкурс знатоков.
  3. Учимся общаться. Что вы знаете друг о друге. Твой класс. Кто твой друг. Как научиться жить дружно. Какой у тебя характер. Как воспитывать свой характер. Как сказать «нет» и отстоять свое мнение. Фантастическое путешествие. Конкурс знатоков. Игры, театрализации. Итоговое занятие

1.М. М. Безруких «Все цвета, кроме черного», пособие для педагогов, Москва, «Вентана – Граф», 2002г.

2. М. М. Безруких «Все цвета, кроме черного», книга для родителей, Москва, «Вентана – Граф», 2002г.

3. М. М. Безруких «Все цвета, кроме черного», рабочие тетради №1, 2, 3, Москва, «Вентана – Граф», 2002г.

Программа внеурочной деятельности для первого класса Ильченко Н.Д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания этого занятия направлены на то, чтобы учащиеся научились различать свое настроение и анализировать причины, которые вызывают смену настроения.

Подробная разработка занятия о необходимости ведения здорового образа жизни и о факторах, влияющих на здоровье человека.

Конспект занятия по УМК «Все цвета, кроме черного» Авторы программы: Безруких М. М. Макеева А. Г. Филиппова Т.А. – М. «Вентана – Граф», 2003. 3 класс. Тема: "Как научиться разговаривать с людьми ".

На занятии учащиеся знакомятся и отрабатывают фразы, используемые при знакомстве, отказе, просьбе, извинении; развивают групповую сплоченность, умение конструктивн.

Конспект занятия по УМК «Все цвета, кроме черного» 4 класс. Тема: «Как научиться жить дружно».

С целью формирования у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков составлено занятие по д.

Формировать у детей здоровый образ жизни.

Внеклассное занятие курса "Все цвета, кроме черного. Учусь понимать себя" во 2 классе

Внеклассное занятие курса "Все цвета, кроме черного. Учусь понимать себя" во 2 классе. Урок - путешествие по залам исторического музея. Урок проводится с использованием презентации.

Сообщение "Из опыта работы по профилактическим программам"Разговор о правильном питании", "Все цвета, кроме черного"

Из опыта работы по профилактическим программам"Разговор о правильном питании", "Все цвета, кроме черного".

Программа по внеурочной деятельности социальное направление «Все цвета, кроме черного»

Программа по внеурочной деятельности социальное направление «Все цвета, кроме черного»

Цели задачи курса

Программа «Все цвета, кроме черного», подготовлена в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы».

В основе программы «Все цвета, кроме черного» лежит идея о том, что источником формирования у детей пагубных привычек является комплекс социальных факторов. Профилактика наркотизации в младшем школьном возрасте направлена в первую очередь на формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации и поэтому имеет специфические особенности. Очень важно сформировать у детей культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья, его значимости, позволяет ребенку понять, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.

Особое направление работы - преодоление у детей чувства беспомощности, неуверенности в себе, неверия в свои силы. Способности добиться своей цели. Важнейшая задача педагога при этом - укрепление у детей веры в свои силы, в свои возможности, в свою способность преодолеть возникающие трудности. У детей не только вырабатывается навык обсуждение и анализа проблемы и выбора линии поведения, но и появляется возможность проиграть предлагаемую ситуацию с партн?рами, выбрать подходящие формы общения, закрепить их в новых ситуациях.

Цель Программы «Все цвета, кроме черного»

— формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» направлен на реализацию следующих задач:

формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

расширить знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

формировать умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;

формировать представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;

развивать коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);

формировать умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

пробуждать у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении но и их знаний;

просвещать родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.

Содержание учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» отвечает следующим принципам:

возрастной адекватности — используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;

научной обоснованности — содержание комплекта базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;

практической целесообразности — содержание коми и к та отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением раннего приобщения к одурманивающим веществам;

динамическому развитию и системности — содержание комплекта, цели и задачи обучения на каждом из после дующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа. Учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;

необходимость и достаточность предоставляемой информации — детям предоставляется только тот объем ин формации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, т. е. имеет для них практическую значимость;

модульность структуры — учебно-методический комплект может быть реализован на базе традиционных образовательных курсов, в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;

вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся.

Форма проведения занятий: игра, игра-тренинг - потому что это интересно. Ролевые игры и упражнения-активаторы — для психологической разминки учеников.

Дети младшего детского возраста осваивают несколько видов игр. Сюжетно - ролевая игра: 3 класс «Испуганный ежик», «Просьба», «Отказ». 4 класс «Как понят! друг друга», «Как научиться разговаривать с людьми», «Для чего нужна улыбка».

Игра по правилам: 2 класс «Твоё настроение». 3 класс «Твоя работоспособность», «Сделаем вместе», «Поддержка». 4 класс «Цветовая карта; настроения класса», «Да» и «нет» - не говорите!».

Образно ролевая игра: 2 класс «Послушай меня», «Пушистый котенок». 4 класс «Воздушные шарики». В них ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно.

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Конституция Российской Федерации;

Закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от 29.12.12.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»;

Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;

Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России№03-296 от 12.05.2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;

Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 20.07.2012 №668 «Об утверждении Примерного регионального положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области»;

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; раздел 2.9.; (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

По программе 34 часа, реализуется за 34 часов, в соответствии с годовым календарным графиком.

Соблюдается преемственность 2-4 классы.

помогать овладевать навыками

здоровьесберега ющего поведения

Научить относиться к людям, употребляющим наркосодержащие вещества, как слабым, безвольным; попавшим в беду; обучить равноправному общению в среде сверстников, умению отказываться от сомнительных предложений, практике защищать свои интересы (в том числе и свое здоровье)

Развитие коммуникативной компетентности; развитие умений оценивать внешние факторы с точки зрения их влияния на здоровье, формирование устойчивости к негативным воздействиям

обучение; контекстное обучение (в том числе при организации досуга); ролевые игры; разновозрастное обучение.

В рабочей тетради «Учусь понимать других » для 3 класса, по которой дети обучаются второй год, предлагаются задания, направленные на развитие у ребят интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей. Важно, чтобы дети умели не только позитивно относиться к себе, но и строить конструктивные отношения со сверстниками и со взрослыми.

Работа в тетрадях стоится по принципу спирали (концентрическому принципу), т. е. Каждое занятие углубляет, расширяет и дополняет те знания и навыки, которые учащиеся получили на предыдущих этапах работы.

Время, отведенное на занятия предусматривает теорию и практику.

Важным аспектом работы в рамках каждого занятия являются:

1. Отсутствие ч?тко регламентированного времени на выполнение каждого задания, что позволяет детям погрузиться в ситуацию, осознать происходящее действие. Найти адекватные ответы и осознанно выбрать вариант поведения;

2.Многократное проигрывание ситуаций в игровой форме, позволяющее всесторонне проанализировать ситуацию, выработать навыки правильного поведения и преодолеть трудности в общении.

3.Совместное обсуждение и решение заданий, способствующее воспитанию у детей сплоченности, чувства ответственности перед товарищами, ощущения коллектива.

4. Индивидуальность - несмотря на то, что вся система занятий предусматривает коллективную работу. Детям дана возможность осознать свою индивидуальность. Понять особенность каждого человека в отдельности и выработать уважительное отношение к другому - «не такому, как я».

Материально - техническое обеспечение

Бумага формат А3, шариковые ручки, маркеры, цветные карандаши, газетная бумага, ватман, мячик, игрушки.

Художественное или графическое оформление: рабочие тетради для обучающихся тетради для 2. 3, 4 класса.

музыкальный центр, записи с песнями, используемые на занятиях.

Перечень методов, названия педагогической технологии

В методической разработке использованы лекции, самостоятельные работы. Практические работы, тренинги, проектная деятельность, тестирование, коллективно - творческие дела (КТД), деловые игры, релаксация.

«Учусь понимать других» (3 класс)

В этой тетради предлагаются задания, направленные на развитие у детей интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей. Важно, чтобы дети умели не только по­зитивно относиться к себе, но и строить конструктивные отно­шения со сверстниками и взрослыми.

Исследования психологов и социологов последних лет убе­дительно доказывают, что дети, приобщенные к наркотикам, испытывали трудности в межличностном общении, чувствова­ли себя неуверенно и одиноко.

Опираясь на знания и умения, полученные школьниками во 2 классе, в 3 классе необходимо развить у детей умение пози­тивно относиться не только к самим себе, но и к окружающим людям. Очень хорошо, что обучение коммуникативным навыкам проводится в школе, так как именно там создается объективная ситуация, в которой появляются новые знакомства, завязыва­ются дружеские отношения, формируется коллектив. По мне­нию немецкого психолога К. Фопеля, школа ставит человека лицом к уникальной ситуации, требующей от него прежде всего личностного развития, она должна стать как для ребенка, так и для учителя явлением ценным и позитивным.

В ходе интерактивных игр дети получат совершенно новые впечатления, приобретут положительный социальный опыт, необходимый для эффективной социальной адаптации.

Тема 1. Что изменилось за год

Вводное занятие опирается на знания ребенка, полученные на занятиях во 2 классе. Предложенные задания позволя­ют детям увидеть изменения в своем физическом развитии и работоспособности. Анализ изменения работоспособности де­тей позволит учителю еще раз подчеркнуть важность соблюде­ния режима дня, чередования труда и отдыха (сна, прогулок, за­нятий и т. д.).

Если во 2 классе дети не читали «Сказку о потерянном вре­мени» Е.Л. Шварца, то это можно сделать в ходе первого заня­тия в 3 классе.

Тема 2. Как научиться разговаривать с людьми

Поставленная цель достигается с помощью игр-тренингов, построенных на основе реальных жизненных ситуаций. Как показывает опыт, дети не знают самых простых формул обще­ния в привычных повседневных ситуациях. Без знания этих формул и отработки использования на практике научить ре­бенка эффективно общаться невозможно.

В задании 1 предложены различные фразы, употребляемые в наиболее типичных ситуациях общения, которые обыгрываются детьми на уроке. Игры-тренинги будут эффективными, если при их проведении создать спокойную и доброжелатель­ную обстановку, дать возможность детям самим выбирать партнеров для совместной работы. В заключение можно про­вести соревнование, кто придумает свои варианты привет­ствия, прощания, извинения и т. п. Это дает детям возмож­ность проявить фантазию.

Тема 3. Что такое интонация

Цель: дать представление о роли интонации в общении людей.

Это занятие является, по сути, продолжением и углубле­нием предыдущего. В нем рассматривается следующий аспект общения — интонация. Дети узнают, как интонационно можно изменить смысл произнесенной фразы. Мы предлагаем на этом занятии, используя речевые формулы предыдущего, пос­тавить инсценировки. Хорошая возможность для закрепления материала — инсценировка любой сказки, построенной на диа­логах разных героев. В качестве домашнего задания, выполня­емого вместе с родителями, можно попросить детей найти и выбрать из сказок фразы, которые произносятся с разной интонацией.

Обязательно в конце каждого занятия нужно подвести итог и обсудить вместе с детьми их впечатления. Это способствует закреплению полученных навыков и более осознанному их применению в жизни.

Тема 4. Как научиться преодолевать трудности

Цель: помочь ребенку понять, отчего возникают трудности при общении с людьми, и научиться преодолевать их.

Это занятие имеет ключевое значение. Трудности общения испытывают почти все дети младшего школьного возраста. В ходе выполнения заданий дети должны понять и признать свои ошибки в общении, что обычно вызывает смущение, по­этому учителю очень важно проявить тактичность. При анализе проблем и переживаний не следует настаивать, чтобы все дети обсуждали свои проблемы, — некоторые откажутся это делать.

Задания, включенные в занятие 3, помогут детям научиться поддерживать других, хвалить, разделять радость успеха и вместе решать сложные проблемы.

Дети впервые столкнутся с ситуациями, в которых нужно отказать, и, хотя игра касается отказа от вкусного мороженого, конфет, а не каких-либо вредных веществ, это первый опыт сопротивления давлению сверстников или взрослых. Обыгрывание подобных ситуаций — важный шаг ребенка к самосто­ятельному и осознанному принятию решений, к выработке своего мнения, способности отстоять свой выбор или линию поведения.

Задание можно расширить, обыграв ситуации, предлагаемые детьми. Предложите детям разыграть придуманные ситуации дома с родителями, старшими братьями и сестрами или напи­сать небольшой диалог-рассказ.

Учителю и родителям важно проанализировать, от чего от­казывались дети, не укажут ли дети в таких сочинениях психо­активные вещества. Это очень важная информация, которая подскажет необходимость обсудить эти ситуации дополнитель­но. При этом не следует предавать гласности единичные случаи знакомства ребенка с психоактивными веществами. С такими детьми возможна только индивидуальная работа. Если же в классе много детей, имевших опыт общения с подростками, употребляющими психоактивные вещества, обсуждение мож­но провести со всем классом.

Тема 5. Как понять друг друга без слов

Цель: сформировать представление о значении мимики и жестов в общении.

Это занятие также предполагает использование игр, инсце­нировок, обучающих детей общению с помощью жестов и мимики.

Важно, чтобы выполнение заданий проходило весело и непринужденно. При выполнении задания 6 дети должны вы­брать ведущего, который будет изображать действия человека определенной профессии. Все остальные ученики должны от­гадать, кого он показывает. Возможен и другой вариант: веду­щий называет профессию, а все ученики изображают человека данной профессии.

Интересным и полезным для ребят будет выполнение зада­ния 7, которое также можно провести, выбрав ведущего.

Для закрепления навыков можно предложить детям разыг­рать сценки из знакомых сказок.

Тема 6. Для чего нужна улыбка

Цель: укрепить представления детей о значении доброже­лательных отношений между людьми.

Если есть возможность, в самом начале занятия нужно по­казать детям мультипликационный фильм «Крошка Енот» и об­судить его.

Готовясь к этому занятию, нужно разучить с детьми песню «Улыбка» (текст песни есть в тетради), так как занятие завер­шается постановкой мини-спектакля.

Подготовку спектакля, как и само действие, дети восприни­мают как праздник. Очень важно поддержать эту атмосферу. В конце занятия необходимо поставить логическую точку — предложить детям нарисовать улыбку (заранее заготовленные круги из бумаги можно раздать в начале занятия или вырезать непосредственно на уроке) и подарить кому-нибудь из одно­классников. Если в классе окажутся дети, которые не захотят «дарить улыбку» никому из одноклассников, пусть они подарят ее друзьям во дворе или родителям.

Тема 7. Умеешь ли ты дружить

Цель: научить детей ценить дружбу.

Именно в младшем школьном возрасте и, как правило, в школе между детьми складываются дружеские отношения. Вот почему одной из важнейших воспитательных задач педа­гога является задача научить детей дорожить друзьями и дру­жескими отношениями со всеми одноклассниками.

Очень важно побеседовать о дружбе между одноклассника­ми, обсудить законы дружбы и их значение, потому что дети могут не очень отчетливо представлять, что значит доверять друг другу, защищать друзей.

Для того чтобы этот разговор дети запомнили, нужно про­иллюстрировать каждый закон дружбы. Можно привести при­меры из жизни класса или из литературных произведений, знакомых учащимся. Если дети чего-то не понимают, учитель должен объяснить на доступных примерах. Например, обсу­дить поведение героев тех литературных произведений, кото­рые были недавно прочитаны.

К этой теме следует возвращаться после знакомства с оче­редным литературным произведением, в котором затрагивают­ся вопросы дружбы, верности, преданности.

Во многих семьях из-за нехватки времени для общения те­ряется связь между детьми и взрослыми, самих ситуаций обще­ния становится все меньше и меньше. Нередко в разговорах взрослых и детей нет полноценного диалога — только вопросы и короткие ответы или назидания со стороны взрослых.

Занятия в тетрадях для 3 и 4 классов помогут найти возмож­ность для общения, сблизить родителей с ребенком, снять на­пряженность в отношениях.

Работа по комплекту «Все цвета, кроме черного»

направлены на достижение результатов

К концу третьего года обучения дети должны:

?? Относится к здоровью как важнейшей человеческой ценности; овладевать навыками здоровьесберегающего поведения на практике

?? Относиться к людям, употребляющим наркотические вещества, как к слабым, безвольным, попавшим в беду;

?? обучиться равноправному общению в среде сверстников, умению отказываться от сомнительных предложений, защищать свои интересы (в том числе и сво? здоровье).

В ходе освоения программы обучающиеся получат возможность формирования универсальных учебных действий:

3-й год обучения

В сфере личностных учебных действий формируется умение делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей социальные правила как основы общечеловеческих базовых ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов, с окружающими; применять знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, отказываться от предложений которые считают опасными.

В сфере коммуникативных универсальных учебных овладевают навыками сотрудничества в группе по совместному решению учебной задачи; объективному оцениванию своего вклада в решение группы; учатся различному ролевому поведению.

1.М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова «Все цвета, кроме черного»

Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников.

(пособие для педагогов).

2.М.М.Безруких - Учусь понимать себя; рабочая тетрадь.

3.М.М.Безруких - « Все цвета, кроме черного» - Книга для родителей.

4.М.М.Безруких - «Все цвета, кроме черного»- Учусь общаться - рабочая тетрадь.

5.Л.С.Выготский; Д.А.Фарбер «Возрастные особенности младших школьников».

6.Д.А.Глазунов - Приоритетные направления развития по возрастным категориям.

«Развивающие занятия». Методическое пособие с электронным приложением.

7.Особенности учебной деятельности младших школьников. В.В.Давыдов.

8. Права ребёнка. Ж. Справочник классного руководителя. №12 2007.

9. Конвенция о правах ребёнка.

10. Ваши права. Шабельник Е.С. Каширцева Е.Г. Книга для учащихся начальных классов. Москва, Вита-Пресс, 2002