Категория: Программы
Марина
Образовательная программа дополнительного образования (рекомендации по написанию программы)
Образовательная программа дополнительного образования
(рекомендации по написанию программы )
1. Образовательная программа дополнительного образования является организационно-нормативным документом, в котором отражается педагогическая концепция в соответствии с заявленными целями и задачами деятельности, условия, методы и технологии реализации целей и задач, предполагаемый конечный результата.
2. Образовательная программа дополнительного образования самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность .
3. Образовательные организации свободны в определении содержания организации, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам .
4. Стиль и культура оформления программы .
Стиль изложения ОПДО – официально-деловой, ясный четкий.
В программе должны присутствовать :
- современность и обоснованность использования педагогической технологии
- оптимальность объема программы ;
- четкая структура и логика изложения.
При написании не допускается использование фраз, имеющих многозначное толкование, а также пространственных предложений со сложной структурой.
5. Нормативная база.
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 .10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования »;
• Концепция развития дополнительного образования детей. утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р. ;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 .08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования »;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам ";
• Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11 .12.2006г. № 06-1844);
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.4.3172-14» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41);
6. Оформление титульного листа образовательной программы дополнительного образования .
1) Наименование образовательной программы .
2) Где когда и кем утверждена и принята дополнительная образовательная программа .
(Принимается педсоветом и утверждается заведующим) .
3) Название дополнительной программы .
4) Срок реализации дополнительной образовательной программы .
5) Название города и год создания программы .
7. Структура образовательной программы дополнительного образования .
7.1. Пояснительная записка.
Включает в себя :
- Введение (вступление, нормативные документы и т. д.)
- Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность .
- Цели и задачи ОПДП.
- Отличительные особенности данной программы от уже существующих .
- Сроки реализации программы .
- Формы и режим занятий.
- Ожидаемые результаты и способы их проверки.
- Формы подведения итогов реализации ОПДО (выставки, мероприятия, конкурсы и т. д.) .
7.2. Учебный план.
Документ, определяющий перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов.
7.3. Календарный учебный график.
Составная часть ОПДО. Это комплекс основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, начало и окончание занятий и учебного года.
Составляются в соответствии с требованиями, указанными в письме Министерства РФ от 11.12.2006г. № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей »
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Учебно-тематический план
4. Содержание изучаемого курса
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
6. Список литературы
7.5. Методические материалы.
- разработки планов занятий, игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов и т. д. ;
- методические разработки и пособия;
- дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, рабочие тетради и т. д.) ;
- описание приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса;
- тематическая подборка материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр и т. д.
Публикации по теме:
Методические рекомендации по написанию рабочей программы педагога ДОУ В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ устанавливается значение рабочей программы педагога.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей «Волшебный мир лепки» IV. Методическое обеспечение программы В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: труд, познание, учение, общение.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цветные ладошки» В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Хочу все знать» Современный образовательный процесс – это поиск новых более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Музыкальный театр Домисолька» Пояснительная записка Ведёт по жизни музыка! Да, да, конечно, музыка! Прекраснейшая музыка! Обычные семь нот. Дополнительная образовательная.
Образовательная программа дополнительного образования по тестопластике «Мукосолька» 1. Пояснительная записка Направленность программы Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста.
Образовательная программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «Теремок» Рассмотрена на педсовете, Утверждена приказом протокол заведующей МБДОУ №1 от «» 2015г. № от «» 2015г. № Е. М. Чижова Муниципальное бюджетное.
Образовательная программа дополнительного образования «Волшебное тесто» (в средней группе) Пояснительная записка Направленность данной дополнительной программы: учить передавать образную выразительность изображаемых предметов.
Программа дополнительного образования «Игралочка» ПРОГРАММА «ИГРАЛОЧКА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Согласно.
Программа дополнительного образования «Мозаика из пластилина» ПРОГРАММА работы кружка «Мозаика из пластилина» (пластилинография) с детьми дошкольного возраста. «Руки учат голову, затем поумневшая голова.
ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
2004 год
Составитель - Т.А. Максименко, методист ИМО по воспитательной работе
и дополнительному образованию
Сборник образовательных программ дополнительного образования детей. –
Салехард, 2004. – 74 с.
Настоящий сборник включает в себя авторские и адаптированные программы дополнительного образования детей, разработанные педагогами дополнительного образования учреждений ДОД, гимназий и школ г. Салехарда.
В данном сборнике публикуются программы художественно-эстетической направленности.
Программа «Уроки музыкального фольклора в школе» направлена на приобщение учеников к истории и культуре своего народа через изучение и осмысление музыкального фольклора. Программа нацелена на воспитание у детей полноценного восприятия музыкальных фольклорных произведений и развитие культуры самостоятельного общения с народным искусством.
Программа «Пластика бумаги» ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на использовании различных технологий обработки бумаги.
Интегрированная программа «Преображение себя и мира» приобщает детей к истокам русской и северной народных культур через декоративно-прикладное искусство резьбы и росписи.
Также сборник содержит требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и методические рекомендации по их разработке.
Сборник программ адресован заместителям директоров по ВР, НМР, методистам, педагогам дополнительного образования школ, гимназий, учреждений дополнительного образования детей.
Управление образованием г. Салехарда
Становление системы дополнительного образования происходит на базе интересного опыта работы с детьми и богатых традиций внешкольных учреждений. Но прежняя система предполагала лишь воспитание, не декларируя обучения и развития: знания, полученные детьми в кружках, считались малозначимыми. Сегодня точка зрения изменилась. Школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. Если школьное образование дети получают в одинаковом объеме, согласно стандартам, дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, вариативно. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом – ценность дополнительного образования: оно способствует реализации знаний, полученных детьми в школе, помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.
Утверждены на заседании
Научно-методического совета по дополнительному
образованию детей Минобразования России
формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);
методах контроля и управленияобразовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);
средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Содержание образовательных программ должно быть направлено на:
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодёжи г.
Директор Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей. название учреждения.
Образовательная программа дополнительного образования детей
Программа ориентированна на детей от. до :лет.
Педагог дополнительного образования
2. Пояснительная записка раскрывает:Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:
Объёмы учебной нагрузки :
В соответствии с документами:
"Методические рекомендации по финансированию реализации образовательных программ дополнительного образования детей", М. 2006г.
Письмо Министерства образования и науки РФ от19.10.2006г №06-1616
1 год обучения - всего 144 часа, в расчёте 1 группа - 15 человек, 4 часа в неделю.
2 год обучения - всего 216 часов, в расчёте 1 группа - 12 человек, 6 часов в неделю
3 год обучения - всего 216 часов, в расчёте 1 группа - 10 человек, 6 часов в неделю,
(3 - ий и последующие года обучения для хореографов, краеведов, военно - патриотическая направленность, - 324 часа, 9 часов в неделю).
Форма составления учебно - тематического плана (в расчёте на один год обучения)
- требования к знаниям и умениям (ЗУН) в соответствии с основными требованиями к знаниям. Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этим уровням определяются в соответствии с образовательной программой курса. В результате работы по программе (название) обучающиеся
должны знать (в расчёте на один учебный год): _________________________,
должны уметь (в расчёте на один учебный год): _________________________.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:Ведение постоянной воспитательной работы (групповая, фронтальная индивидуальная )
Наличие традиционных для объединения форм массовой воспитательной работы.
Наличие и развитие природных и приобретенных умений, навыков.
Учёт индивидуальных особенностей.
Виды творческих заданий.
(автор: И. Ф. название брошюры, издательство, год издания).
Представляются два списка-Индивидуальные образовательные маршруты
Для индивидуальной работы - разрабатывается дополнительно, при необходимости, преимущественно с детьми 2 и 3 года обучения, для состава 1 - 5 человек, с постепенной усложнённостью заданий.
Пояснительная записка к индивидуальному маршруту:Формы и способы отслеживания результативности образовательного процесса
Форма составления индивидуального маршрута для воспитанника(ов) с особыми потенциальными способностями (одаренный)