Софт-Архив

скачать дополнительную образовательную программу img-1

скачать дополнительную образовательную программу

Рейтинг: 4.3/5.0 (1693 проголосовавших)

Категория: Программы

Описание

Образовательная программа дополнительного образования (рекомендации по написанию программы)

Образовательная программа дополнительного образования (рекомендации по написанию программы)

Марина
Образовательная программа дополнительного образования (рекомендации по написанию программы)

Образовательная программа дополнительного образования

(рекомендации по написанию программы )

1. Образовательная программа дополнительного образования является организационно-нормативным документом, в котором отражается педагогическая концепция в соответствии с заявленными целями и задачами деятельности, условия, методы и технологии реализации целей и задач, предполагаемый конечный результата.

2. Образовательная программа дополнительного образования самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность .

3. Образовательные организации свободны в определении содержания организации, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам .

4. Стиль и культура оформления программы .

Стиль изложения ОПДО – официально-деловой, ясный четкий.

В программе должны присутствовать :

- современность и обоснованность использования педагогической технологии

- оптимальность объема программы ;

- четкая структура и логика изложения.

При написании не допускается использование фраз, имеющих многозначное толкование, а также пространственных предложений со сложной структурой.

5. Нормативная база.

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 .10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования »;

• Концепция развития дополнительного образования детей. утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р. ;

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 .08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования »;

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам ";

• Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11 .12.2006г. № 06-1844);

• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.4.3172-14» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41);

6. Оформление титульного листа образовательной программы дополнительного образования .

1) Наименование образовательной программы .

2) Где когда и кем утверждена и принята дополнительная образовательная программа .

(Принимается педсоветом и утверждается заведующим) .

3) Название дополнительной программы .

4) Срок реализации дополнительной образовательной программы .

5) Название города и год создания программы .

7. Структура образовательной программы дополнительного образования .

7.1. Пояснительная записка.

Включает в себя :

- Введение (вступление, нормативные документы и т. д.)

- Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность .

- Цели и задачи ОПДП.

- Отличительные особенности данной программы от уже существующих .

- Сроки реализации программы .

- Формы и режим занятий.

- Ожидаемые результаты и способы их проверки.

- Формы подведения итогов реализации ОПДО (выставки, мероприятия, конкурсы и т. д.) .

7.2. Учебный план.

Документ, определяющий перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов.

7.3. Календарный учебный график.

Составная часть ОПДО. Это комплекс основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, начало и окончание занятий и учебного года.

Составляются в соответствии с требованиями, указанными в письме Министерства РФ от 11.12.2006г. № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей »

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка

3. Учебно-тематический план

4. Содержание изучаемого курса

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

6. Список литературы

7.5. Методические материалы.

- разработки планов занятий, игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов и т. д. ;

- методические разработки и пособия;

- дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, рабочие тетради и т. д.) ;

- описание приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса;

- тематическая подборка материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр и т. д.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по написанию рабочей программы педагога ДОУ В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ устанавливается значение рабочей программы педагога.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей «Волшебный мир лепки» IV. Методическое обеспечение программы В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: труд, познание, учение, общение.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Цветные ладошки» В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Хочу все знать» Современный образовательный процесс – это поиск новых более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Музыкальный театр Домисолька» Пояснительная записка Ведёт по жизни музыка! Да, да, конечно, музыка! Прекраснейшая музыка! Обычные семь нот. Дополнительная образовательная.

Образовательная программа дополнительного образования по тестопластике «Мукосолька» 1. Пояснительная записка Направленность программы Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста.

Образовательная программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «Теремок» Рассмотрена на педсовете, Утверждена приказом протокол заведующей МБДОУ №1 от «» 2015г. № от «» 2015г. № Е. М. Чижова Муниципальное бюджетное.

Образовательная программа дополнительного образования «Волшебное тесто» (в средней группе) Пояснительная записка Направленность данной дополнительной программы: учить передавать образную выразительность изображаемых предметов.

Программа дополнительного образования «Игралочка» ПРОГРАММА «ИГРАЛОЧКА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Согласно.

Программа дополнительного образования «Мозаика из пластилина» ПРОГРАММА работы кружка «Мозаика из пластилина» (пластилинография) с детьми дошкольного возраста. «Руки учат голову, затем поумневшая голова.

Другие статьи

Программы - Максименко Т

Программы - Максименко Т.А. Сборник образовательных программ дополнительного образования детей - файл n1.doc

ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

2004 год
Составитель - Т.А. Максименко, методист ИМО по воспитательной работе

и дополнительному образованию


Сборник образовательных программ дополнительного образования детей. –

Салехард, 2004. – 74 с.


Настоящий сборник включает в себя авторские и адаптированные программы дополнительного образования детей, разработанные педагогами дополнительного образования учреждений ДОД, гимназий и школ г. Салехарда.

В данном сборнике публикуются программы художественно-эстетической направленности.

Программа «Уроки музыкального фольклора в школе» направлена на приобщение учеников к истории и культуре своего народа через изучение и осмысление музыкального фольклора. Программа нацелена на воспитание у детей полноценного восприятия музыкальных фольклорных произведений и развитие культуры самостоятельного общения с народным искусством.

Программа «Пластика бумаги» ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на использовании различных технологий обработки бумаги.

Интегрированная программа «Преображение себя и мира» приобщает детей к истокам русской и северной народных культур через декоративно-прикладное искусство резьбы и росписи.

Также сборник содержит требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и методические рекомендации по их разработке.

Сборник программ адресован заместителям директоров по ВР, НМР, методистам, педагогам дополнительного образования школ, гимназий, учреждений дополнительного образования детей.


Управление образованием г. Салехарда


Становление системы дополнительного образования происходит на базе интересного опыта работы с детьми и богатых традиций внешкольных учреждений. Но прежняя система предполагала лишь воспитание, не декларируя обучения и развития: знания, полученные детьми в кружках, считались малозначимыми. Сегодня точка зрения изменилась. Школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. Если школьное образование дети получают в одинаковом объеме, согласно стандартам, дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, вариативно. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом – ценность дополнительного образования: оно способствует реализации знаний, полученных детьми в школе, помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.

Известно, что в течение долгого времени педагоги в сфере внешкольного (дополнительного) образования были обязаны работать только по типовым государственным программам. Но в связи с изменением статуса внешкольных учреждений, возникла необходимость в образовательных программах нового поколения. И сегодня обновление программного обеспечения дополнительного образования детей – актуальное направление педагогической деятельности. Надо отметить, что разработка программ осложняется рядом обстоятельств:

  • нет стандартов дополнительного образования (и могут ли быть?);

  • не сформирован понятийный аппарат;

  • продолжается дискуссия по вопросу классификации и построения программ;

  • затруднена экспертиза программ (2 рецензии), отсутствуют общепринятые критерии оценки;

  • отсутствует взаимосвязь между программами дополнительного образования и общеобразовательными программами;

  • отсутствует интеграция педагогических усилий;

  • существует проблема сертификации;

  • не решена проблема авторского права.

Практическая деятельность по разработке программ дополнительного образования детей осложняется еще и тем, что значительная часть их работников не имеет базового педагогического образования. С целью оказания методической помощи педагогам нами подготовлен сборник программ дополнительного образования, который включает в себя:

  • требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06. 2003 г.);

  • методические рекомендации по разработке образовательных программ дополнительного образования детей;

  • методику оценки программы;

  • рекомендации по рецензированию программ дополнительного образования детей;

  • дополнительные образовательные программы «Пластика бумаги» (Т.В. Мельничук, ЦДТ), «Уроки музыкального фольклора в школе» (О.М. Комарова, СОШ №2), «Преображение себя и мира» (Р.Г. Ахметзянов, Л.Л. Ахметзянова, МОУ «Гимназия»).

Дополнительные образовательные программы еще нуждаются в доработке, но в основном соответствуют предъявляемым требованиям.


Утверждены на заседании

Научно-методического совета по дополнительному

образованию детей Минобразования России


ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Содержание образовательных программ должно соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям культурно-национальным особенностям регионов;

  • определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и др.);

  • современным образовательным технологиям, которые отражены в:

принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);

формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);

методах контроля и управленияобразовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);

средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Содержание образовательных программ должно быть направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;

  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

  • профилактику асоциального поведения;

  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

  • укрепление психического и физического здоровья;

  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.


Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.

Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.

  2. Пояснительную записку.

  3. Учебно-тематический план.

  4. Содержание изучаемого курса.

  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

  6. Список литературы.

  1. Титульный лист включает:

  • наименование образовательного учреждения;

  • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

  • название дополнительной образовательной программы;

  • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

  • срок реализации дополнительной образовательной программы;

  • Ф.И.О. должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

  • название города, населенного пункта;

  • год разработки дополнительной образовательной программы.

  1. Пояснительная записка раскрывает:

  • направленность дополнительной образовательной программы;

  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

  • цель и задачи дополнительной образовательной программы;

  • отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;

  • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

  • сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесс, этапы);

  • формы и режим занятий;

  • ожидаемые результаты и способы их проверки;

  • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:

  • перечень разделов, тем;

  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика). 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:

  • форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т. д.);

  • приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

  • форм подведения итогов по каждой теме или разделу.

6. Список литературы.

Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей

Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  6. Список литературы.
  7. Приложение.
  8. Наличие рецензий: внутренней (методический совет УДО), внешней (сторонние организации и учебные заведения).
1. Титульный лист включает:
  1. наименование образовательного учреждения;
  2. где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
  3. название дополнительной образовательной программы;
  4. возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
  5. срок реализации дополнительной образовательной программы;
  6. Ф.И.О. должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
  7. название города, населенного пункта;
  8. год разработки дополнительной образовательной программы;
  9. Ф.И.О. рецензента, место работы, должность, регалии.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодёжи г.

Директор Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей. название учреждения.

Образовательная программа дополнительного образования детей

Программа ориентированна на детей от. до :лет.

Педагог дополнительного образования

2. Пояснительная записка раскрывает:
  1. обоснование программы:
  2. направленность дополнительной образовательной программы;
  3. новизна, актуальность, педагогическую целесообразность;
  4. отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
  5. цель и задачи дополнительной образовательной программы;
  6. возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
  7. сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  8. организация учебной деятельности:
  9. формы режим занятий;
  10. количество учебных часов в неделю
  11. количество учащихся в группе, объединении
  12. работа с особыми категориями детей (одарённые, группы риска, инвалиды и т.д.)
  13. прогнозируемые результаты и способы их проверки на каждый год обучения;
Контроль может проводиться в следующих формах:
  1. собеседование;
  2. зачет; зачетный лист;
  3. вопросник по программе;
  4. реферат; защита работы;
  5. выполнение нормативов;
  6. контрольное упражнение;
  7. участие в конкурсах, выставках;
  8. выступление на концертах, соревнованиях;
  9. КВН, викторина, открытое занятие и др.
  10. формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (в целом): выставки фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:

Объёмы учебной нагрузки :

В соответствии с документами:

"Методические рекомендации по финансированию реализации образовательных программ дополнительного образования детей", М. 2006г.

Письмо Министерства образования и науки РФ от19.10.2006г №06-1616

1 год обучения - всего 144 часа, в расчёте 1 группа - 15 человек, 4 часа в неделю.

2 год обучения - всего 216 часов, в расчёте 1 группа - 12 человек, 6 часов в неделю

3 год обучения - всего 216 часов, в расчёте 1 группа - 10 человек, 6 часов в неделю,

(3 - ий и последующие года обучения для хореографов, краеведов, военно - патриотическая направленность, - 324 часа, 9 часов в неделю).

Форма составления учебно - тематического плана (в расчёте на один год обучения)

- требования к знаниям и умениям (ЗУН) в соответствии с основными требованиями к знаниям. Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этим уровням определяются в соответствии с образовательной программой курса. В результате работы по программе (название) обучающиеся

должны знать (в расчёте на один учебный год): _________________________,

должны уметь (в расчёте на один учебный год): _________________________.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
  1. формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
  2. приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
  3. формы подведения итогов по каждой теме или разделу.
Учебная деятельность
  1. Этапы деятельности (их наличие (сроки действия ).
  2. Дополнительные занятия (их наличие (обоснование, режим, количество человек ).
  3. Принцип формирования учебных групп (возраст,способности )
  4. Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса.
  5. Использование разных методик, технологий (авторские, типовые и т.д .)
  6. Использование дидактического материала
  7. Наличие ТСО, др. аппаратуры

Ведение постоянной воспитательной работы (групповая, фронтальная индивидуальная )

Наличие традиционных для объединения форм массовой воспитательной работы.

Наличие и развитие природных и приобретенных умений, навыков.

Учёт индивидуальных особенностей.

Виды творческих заданий.

(автор: И. Ф. название брошюры, издательство, год издания).

Представляются два списка-
  • основополагающая литература педагога для реализации программы,
  • рекомендуемая литература для воспитанников, родителей.
(по выбору автора, соответственно направленности объединения)
  1. Словарь основных терминов образовательной программы дополнительного образования детей. (Тезаурус)
  2. Методические пособия, разработки конкретных занятий и массовых дел. (авторские разработки)
  3. Рабочие тетради, методические рекомендации к занятиям
  4. Мониторинг образовательных результатов, диагностики.(качественные и количественные показатели)
  5. Планы занятий (представление раздела, открытые занятия и т.д.).
  6. Планы работы по конкретным направлениям (по воспитательной работе, работе с родителями и т.д.).
  7. Индивидуальные образовательные маршруты (схема прилагается)

Индивидуальные образовательные маршруты

Для индивидуальной работы - разрабатывается дополнительно, при необходимости, преимущественно с детьми 2 и 3 года обучения, для состава 1 - 5 человек, с постепенной усложнённостью заданий.

Пояснительная записка к индивидуальному маршруту:
  • особенности его развития,
  • описание его способностей и потенциальных возможностей,
  • особенности организации образовательного процесса,
  • ожидаемые результаты ("стандарты"),

Формы и способы отслеживания результативности образовательного процесса

Форма составления индивидуального маршрута для воспитанника(ов) с особыми потенциальными способностями (одаренный)