Категория: Программы
Сценарные программы по своему предназначению в основном делятся на два типа:
1) Для форматирования сценария;
2) Для построения сюжета и разработки персонажей.
Самые известные в России проги первой категории - Final Draft , Movie Magic Screenwriter , Page 2 Stage, Sophocles, Celtx. Второй - Dramatica Pro, Blockbuster, Collaborator, Character Pro, StoryView.
Коротко расскажу о своём небольшом опыте работы с некоторыми из этих программ. Заодно подскажу, где можно скачать их, а также другие сценарные модули и шаблоны.
Начну с программ второго типа. Пользовался Dramatica Pro и StoryView. Первая показалось сложной, вторая - попроще. Больше ничем особенным не запомнились, т.е. для меня они были совершенно бесполезны.
Да, наверное, они помогают новичкам выстроить определённую схему в работе, действовать по заданному алгоритму в написании сценария или книги, дают полезные подсказки, раскладывают всё по полочкам: от персонажей до сюжета. Однако и я (как многие другие сценаристы и литераторы) делаю всё то же самое, только без компьютера. Да и не нуждаюсь я в этих подсказках (которые можно найти в любом учебнике по драматургии и сценарному мастерству за меньшие деньги). Кроме того, мне неинтересно сидеть перед компом и кропотливо записывать в клеточки имена героев, их характеры, взаимоотношения, расписывать по другим клеточкам сюжетные линии и поворотные точки. Зачем тратить время, когда я всё могу набросать на бумаге? Конечно, все те клеточки помогают структурировать информацию и даже слегка облегчают её переваривание, но вот только написать действительно стоящий сценарий или книгу они вряд ли помогут. Ради любопытства можно скачать демо-версии этих программ, но покупать их я бы не рекомендовал. Впрочем, решайте сами.
Несколько лет назад Джон Труби (John Truby) предлагал на своём сайте скачать пробную версию программы "Blockbuster". В комплект входила сама прога, справочник и "путеводитель" по программе. Кажется, Труби отказался от идеи предоставления демо-версий, т.к. потенциальному покупателю достаточно было просмотреть "демку", прочесть необходимую информацию и отказаться от покупки. Зато до сих пор на сайте есть возможность пробежаться по этой программе. Я бы тоже не рекомендовал тратить деньги на "Blockbuster". Впрочем, как и на любую другую программу этой категории.
Теперь вернёмся к софту первого типа. Он представляется мне более практичным вложением денег. (Хотя и необязательным). Обычно пишу свои "русские сценарии" в MS Word. Привык. Да и Final Draft и Movie Magic Screenwriter не совсем корректно работают с кириллицей. Final Draft так вообще превращает все слова на русском в вопросительные знаки. Хотя, возможно, у меня просто устаревшие версии данных программ. Сценарии на английском языке также набираю в Word. Затем, на стадии редактирования, перевожу текст в Final Draft.
Final Draft и Movie Magic Screenwriter Version 6 я приобрёл года три назад в одном "молле". Кстати говоря, тогда же заодно купил Dramatica Pro и StoryView. Зачем. Всегда теплится надежда, что вот купишь новую книгу (программу), а потом если и не напишешь великий сценарий, то хотя бы станешь чуть умнее, чем есть на самом деле.
Насколько мне известно, Final Draft является самой популярной и продаваемой программой для форматирования сценариев. Следом за ней с некоторым отставанием идёт Movie Magic Screenwriter . Могу ошибаться, но мне кажется, что у Movie Magic Screenwriter есть некий ореол "элитности". Если большинство сценаристов пользуется Final Draft, а ты предпочитаешь Movie Magic Screenwriter, то это значит, что ты не такой как все. Оригинальный, независимый, идущий своим путём. Повторю, это лишь моё субъективное ощущение.
Сам я Movie Magic Screenwriter не пользуюсь. Ничего не могу сказать плохого. Отличный софт, но всё же Final Draft 7 (сейчас уже выпущена 8 версия ) мне приглянулся больше. На мой взгляд, он несколько проще в использовании да и интерфейс вроде бы симпатичнее. Так что выбор между этими двумя программами, скорее всего, чисто вкусовой. Я привык к Final Draft , поэтому делаю свой выбор в пользу этой проги.
На мой взгляд, если вы пишите сценарии на русском, то ни Final Draft, ни Movie Magic Screenwriter не очень-то и нужны. (Какой смысл тратить деньги на то, что вряд ли понадобится?) Если же всё-таки решите их приобрести, сравните цены производителей с ценами на Amazon.com. Как правило, на Амазоне дешевле. Хотя не уверен, что они доставляют софт в страны СНГ.
Однако зачем платить за то, что можно получить бесплатно? Нет, я не призываю пользоваться пиратским софтом, просто есть другие программы, которые делают всё то же самое, причём не стоят для потребителя ни копейки.
Несколько лет назад в Сети за не самые малые деньги продавалась программка Page 2 Stage Сейчас она выложена её создателями совершенно бесплатно. Скачать Page 2 Stage можно здесь Программа поддерживает русский язык, что очень приятно. (Не забудьте использовать для активации Username: WindwardReports.com и Password: XSSZLcYZuWSXRhNXQOM).
Знаю, что некоторые сценаристы пользуются другой бесплатной программой, поддерживающей русский язык, а именно - Celtx Ничего не могу сказать, ни разу не пользовался. Но чаще всего слышал о ней только положительные отзывы.
Помню также, что в своё время скачивал ещё одну прогу для форматирования сценариев, Sophocles Screenwriting Software. Одной из отличительных особенностей "Софокла" было то, что эта небольшая программка давала возможность определить приблизительную продолжительность сцен и самого сценария по времени. Все знают, что одна страница сценария примерно соответствует одной минуте фильма, но авторы "Софокла" пошли чуть дальше и стали это время отмерять. Правда, не уверен, что их параметры отличались особой точность. Сейчас, кажется, компания уже не поддерживает свой продукт. Но его всё ещё можно скачать на некоторых сайтах. Я нашёл, как минимум, три сайта, правда, ничего с них не скачивал. Если не ошибаюсь, они предлагают demo версии "Софокла": 1 2 3
Ещё одна бесплатная прога, правда, не знаю, поддерживает ли кириллицу, Cinergy Script Editor Скачать можно после того, как заполните бланк регистрации Производители предупреждают: для корректной работы нужно отрегулировать установки .
Пара ссылок на бесплатные сайты, позволяющие писать сценарий "on-line":
Zhura Необходимо будет зарегистрироваться. Да и не знаю, поддерживает ли этот сайт русский язык.
Следующий ресурс, Plotcom. открывается на ломаном русском. Зато бесплатно.
Рекомендую заглянуть в ЖЖ psyberia Интересный блог. Кроме огромного количества полезных книг, можно скачать некоторые из вышеупомянутых программ. Также загляните на ещё один российский ресурс. На другом, уже англоязычном сайте, dmoz размещена куча ссылок на различные сценарные программы. Возможно, подберёте для себя что-нибудь интересное.
Кроме программ для форматирования сценариев, существуют различные, по большей части - бесплатные, модули и шаблоны для Word. Причём интересно то, что при огромном выборе софта, некоторые голливудские сценаристы пишут свои сценарии именно в майкрософтовском текстовом процессоре.
В России многие пользуются модулем "Писарь". Я им не пользуюсь, поскольку мне он представляется недоработанным. Не знаю, как сейчас, но раньше (при переносе диалога со страницы на страницу) имя персонажа могло остаться на одной странице, а диалог на другой. Этим грешат многие шаблоны, в том числе и американские. Хотя данный недостаток легко исправляется правильной настройкой стилей MS Word. И всё же моё мнение о "Писаре" в целом положительное.
Англоязычный Интернет предлагает большую возможность выбора сценарных шаблонов. Приведу некоторые из них. Можете скачать, затем подстроить их под себя. Обратите внимание, чтобы в шаблоне присутствовала нумерация страниц, а также проверьте, чтобы в параметрах размер бумаги был А4. (В США используется формат "letter"). Ну и, конечно, убедитесь, чтобы на странице не было колонтитулов.
На сайте Би-би-си можно скачать модуль Script Smart. который используют сценаристы Британской радиовещательной корпорации(BBC).
На страничке Keith Loh размещён "прародитель" предыдущего модуля.
ScreenPro - не совсем бесплатный, но попробовать стоит .
На сайте Microsoft также можно найти несколько шаблонов. Приведу парочку. Первый вроде как более надёжный. Только будьте осторожны. Во время скачивания с сайта Miscosoft, Word автоматически выстраивается под эти шаблоны. Вдруг они вам не подойдут или в процессоре появятся нежеланные изменения .
Напоследок загляните на страничку "Википедии" и в справочник (на английском языке) по сценарному формату Scriptwriting Secrets. Ну и, конечно, ознакомьтесь с текстом Ольги Смирновой "Формат разметки сценария". Очень полезный ресурс.
Кстати, какими программами пользуетесь Вы? Что можете порекомендовать и почему?
От автора
Текст «от автора» обычно никто не читает. Но если вдруг кому-то взбредет в голову с ним ознакомиться, сообщаю, что данное пособие было разработано и написано с целью предотвращения появления на конкурсе сайта ruskino .ru сценариев в непонятной разметке. Во всем мире сценарии пишут, придерживаясь определенного стандарта. Россия не должна быть исключением. Конечно, можно говорить сколько угодно, что у нас своя специфика, что мы не такие, что нашему кинобизнесу до Голливуда далеко, поэтому ему «и так сойдет». Не сойдет. Если мы хотим снимать фильмы, не хуже чем в Голливуде, то и сценарии тоже нужно писать не хуже чем в Голливуде, и оформлять их нужно не тысячью и одним доморощенным способом, а согласно единым принятым во всем мире стандартам.
Данное пособие рассказывает об основных стандартах оформления сценария и вариантах разметки блоков. При написании пособия были использованы следующие материалы:
1. Rider A. FOR A FEW DAYS MORE oscars. org/nicholl/format_a.txt
2. Carless M. SCREENPLAY FORMATS FOR TV SHOWS
3. bbc.co. uk /writersroom/scriptsmart/screenplaytv.pdf
4. Червинский А. Как хорошо продать хороший сценарий belousenkolib.narod.ru /Actors/chervinsky.html
5. Мурзенко К. Пежемский М. «Мама не горюй» (сценарий) ezhe. ru /data/vgik/pm-mama.html
Сценарий Константина Мурзенко и Максима Пежемского «Мама не горюй» взят в качестве источника для примеров по нескольким соображениям:
1. Текст сценария можно легко найти в сети;
2. Местами сценарий оформлен без соблюдения требований стандарта, поэтому в нем очень просто находить примеры неправильного форматирования;
3. Местами сценарий оформлен с соблюдением требований стандарта, поэтому в нем очень просто находить примеры правильного форматирования;
4. Это один из лучших сценариев, которые мне встречались в сети, и я бы рекомендовала всем с ним ознакомиться;
5. По этому сценарию снят фильм, который, я полагаю, видело большинство посетителей сайта;
При цитировании сценария сохранена авторская орфография и пунктуация.
Конечно, прочитав сценарий «Мама не горюй » каждый может воскликнуть: «Вот! Оформлено не по стандарту, а фильм то сняли! Значит, стандарт – дело десятое». Хочу на это процитировать Эйприл Райдер: «Если вы из тех авторов, которые получают по полмиллиона баксов за сценарий, то можете форматировать его как вам взбредет в голову, если же нет…». Надеюсь, продолжать не надо?
Существует отдельная категория «Screenwriting software» — специализированные программы, облегчающие процесс редактирования и форматирования сценариев. Они не научат вас хорошо писать, не сделают из вас гениальных сценаристов, но как любой проф-софт могут существенно сэкономить время.
Немного историиСамой первой такой программой был Scriptor от Screenplay Systems. Это была специализированная программа, получающая на входе текстовый файл. Она расставляла разрывы страниц, чтобы текст соответствовал нужному формату. Его функционал дополняли клавиатурные макросы (SmartKey, ProKey), которые позволяли быстро вставлять тэги форматирования для Scriptor. Основным недостатком было то, что один раз отформатированный текст уже нельзя было поправить. Пик популярности программы пришелся на 1982–1987 годы.
Следующая волна — это скрипты автоматизации и стили для Word. Первым был набор от Warren Script Application (1988). Они не прижились и через несколько лет были вытеснены gScript’ом, платным шаблоном-форматером от CompuServe (1989). Позже (1994) он был выпущен как отдельное приложение ScriptWright.
Третьим поколением программ для сценаристов стали специализированные standalone-приложения, заточенные именно под написание сценариев, такие как Movie Magic Screenwriter, Final Draft и Cinovation’s Scriptware.
Четвертое поколение добавило к функционалу уже существующих программ хранение данных онлайн и возможность совместного редактирования.
Классификация по типамДля форматирования текста по «голливудскому» стандарту сейчас есть огромное кол-во бесплатных и платных решений. Описываемый формат сценария характерен для Голливуда, в России нет четких стандартов, и каждый канал/студия предъявляет свои требования к оформлению. Сразу оговорюсь, что сам я не использую форматеры, так как не пишу для US, вся информация по ним от знакомых тв-сценаристов и из интернета.
Для построения сюжета, проработки персонажей, сюжетных арок и т.п. Именно ради этой категории я начал писать статью. Сюда же вошли скриптовые языки для разметки диалогов, различные утилиты для представления сценарной структуры в виде карточек и то, что не вписалось в предыдущие разделы, но имеет отношение к сценариям.
Буду очень рад любым комментариям («я использую вот это», «вот это пробовал, не понравилось», «а ты забыл вот такую программу» и т.п.). Особенно интересны отзывы тех, кто реально использует что-то из подобного софта в работе.
Не за что. Я в итоге также пришел к Trello. Он оказался гораздо интереснее и гибче для управления проектом.
Вчера попросил триальную версию articy:draft 2. Сейчас изучаю.
Также попробовал бесплатную версию Story Tocuh. Мне показалось, что эта программа хорошо подходит для создания структуры сценария. Заточена под драматургию. Планирую использовать ее для текущего проекта.
Есть один минус, программа упала в момент использования.
articy:draft 2 я купил, но в итоге он у меня не прижился. Но его используют несколько знакомых (например, сценарист из allods team дома использует).
Стори тач мне понравилась, но на крупных проектах на практике пока что не было возможности опробовать, так что это всё теория пока что.
Занятно, оба перешли на Трелло, однако о нем ни слова в статье…
Свежие записи Connect with: Свежие комментарии