Софт-Архив

скачать рабочую программу по окружающему миру 4 класс фгос школа россии img-1

скачать рабочую программу по окружающему миру 4 класс фгос школа россии

Рейтинг: 4.7/5.0 (1680 проголосовавших)

Категория: Программы

Описание

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ФГОС Школа России

От крыт новый ос енний образовательный се зон! Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ФГОС Школа России

Правительство
Санк-Петербурга
Комитет по образованию

  • Министерство образования и науки
    Российской федерации

  • День Победы.
    70 лет

  • Официальный сайт Рособрнадзора

  • Министерство труда и социальной защиты РФ

  • Российское Образование
    Федеральный портал

  • Портал общероссийской системы оценки качества образования

    Узнайте новости первыми на нашей странице ВКонтакте:

    Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 58841. Система сайта Prodlenka.org является авторской и защищена законом. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.prodlenka.org обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Политика конфиденциальности.

    © 2008 – 2017 Все права защищены. 6+

    Сайт сделан в студии ПаЛыЧа .

    • Главная
    • Олимпиады для школьников
    • Конкурсы для педагогов
    • КПК для педагогов
    • Онлайн тесты
    • Вебинары
    • Заказать грамоту
    • Методические разработки
    • Новости образования
    • Учителям
    • Советы родителям
    • Сценарии праздников
    • Отзывы
    • Свидетельство
    • Каталог сайтов
    • Заказать Свидетельство
    • Добавить свою разработку
    • Добавить сценарий праздника
    • Добавить статью
    Поздравляем с Днем знаний!

    Дорогие учителя, ребята и родители!

    Пусть новый учебный год будет полон удивительных открытий, новых впечатлений, важных достижений и побед. Желаем вам осуществить задуманные планы, обновить цели и достичь отличного результата в ваших начинаниях!

    Администрация образовательного портала «Продленка»

    Больше не показывайте, пожалуйста

    Всероссийское профессиональное тестирование!

  • Другие статьи

    Рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему: Рабочая программа по окружающему миру

    Рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему:
    Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России".

    7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

    1. А.А. Плешаков. Окружающий мир: Рабочие программы. 1-4 классы.-М. Просвещение, 2011г.

    2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. - М. Просвещение,2013 г.

    3. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс.- М. Просвещение 2014 г.

    4. Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей,

    5. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

    6. А.А. Плешаков. Атлас - определитель «От земли до неба»

    7. О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс. Москва. «ВАКО» 2013 г.

    8. Сборник рабочих программ для начальных классов «Школа России» Москва, «Просвещение», 2011г

    9. Окружающий мир. КИМы 4 класс. И.Ф.Яценко. ООО «ВАКО»,2014 г.

    10. Н. Т. Брыкин, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М. ВАКО, 2004 г.

    11. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М. Первое сентября, 2004 г.

    12. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka

    13. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/

    14. Методические рекомендации по технологии создания электронных ресурсов к урокам http://svetly5school.narod.ru/metod1.html

    16. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

    8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

    В результате изучения окружающего мира четвероклассники научатся.

    - определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

    - различать важнейшие полезные ископаемые родного края;

    - различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоёма родного края; основные сельскохозяйственные

    растения, а также сельскохозяйственных животных края;

    - объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

    - самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде

    - проводить самостоятельные наблюдения в природе;

    - оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

    - в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости,

    - определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных

    последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении

    - формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

    - в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране

    - называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);

    - называть океаны и материки;

    - называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах;

    - рассказывать о государственной символике России, о государственных праздниках России;

    - объяснять, что такое Конституция;

    - характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

    - называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.

    Четвероклассники получат возможность научиться:

    - наблюдать объекты окружающего мира;

    - самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями;

    - работать с учебными и научно-познавательными текстами;

    - составлять план учебной статьи;

    - работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

    - работать с различными картами;

    - готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;

    - рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

    - работать в паре, группе, индивидуально;

    - оценивать себя, товарища;

    - формировать коммуникативные умения;

    - развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

    - показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; границы России, некоторые города России;

    - описывать отдельные (изученные) события истории Отечества;

    - пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска

    дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

    Рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему: Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ФГОС

    Рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему:
    Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ФГОС. УМК "Школа России".
    Предварительный просмотр:

    по окружающему миру

    Планирование составлено на основе:

    Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот « 6 » октября 2009 г. № 373

    • Примерной программы по учебным предметам. Сборник рабочих программ «Школа России 1-4 классы».(издательство:Москва «Просвещение»,
    • Авторской п рограммы курса «Окружающий мир» под редакцией Плешакова А.А. Крючковой Е.А. (система «Школа России»), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, Клнцепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемфх результатов начального и общего образования.
    • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №14»
    • Учебного плана образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год.
    • Положения о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов.

    Общая характеристика курса

    Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

    1) идея многообразия мира;

    2) идея целостности мира;

    3) идея уважения к миру.

    Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

    Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

    Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

    Ценностные ориентиры содержания курса

    • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

    • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

    • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

    • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

    • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

    • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

    • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

    • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

    • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

    Место курса в учебном плане

    На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год, это соответствует Базисному учебному плану Республики Татарстан, базисному учебному плану лицея № 14.

    Содержание программы 4 класса

    Земля и человечество (11 ч)

    Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

    Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

    Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

    Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

    Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

    Природа России (10 ч)

    Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

    Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

    Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

    Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

    Родной край — часть большой страны (14 ч)

    Наш край на карте Родины. Карта родного края.

    Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. •

    Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

    Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

    Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

    Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

    Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

    Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

    Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

    Страницы всемирной истории (5 ч)

    Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем

    рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

    Страницы истории Отечества (20 ч)

    Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

    Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

    Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

    Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.

    Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.

    Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

    Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

    Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

    Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

    Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

    Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

    Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

    Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

    Современная Россия (8 ч)

    Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

    Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

    Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

    Многонациональный состав населения России.

    Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

    Пояснительная записка к тематическому планированию по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

    В пояснительной записке к Федеральному Базисному плану (2004) говорится: «Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и в его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы Основ безопасности жизнедеятельности». Учебный курс носит «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.»

    ОБЖ проводится интегрировано с предметом Окружающий мир один раз в неделю по 15 минут от урока, 34 занятия в год.

    В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера», «Об охране окружающей природной среды», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др.разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений. Реализация программы позволит:

    • -прививать учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
    • - сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
    • -выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и ЧС

    В пояснительной записке к Федеральному Базисному учебному плану(2004) говорится: « Учебный предмет «Окружающий мир» изучается с 1 класса по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы специально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности ».

    Основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, основание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации. Учащийся должен овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказать первую медицинскую помощь, обращаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

    Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития, учащихся начальной школы по классам обучения и включая в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

    К концу 4 класса учащиеся должны знать:

    -общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.

    Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;

    - основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;

    - основные виды травм у детей. Что такое первая медицинская помощь. Как уберечь от порезов и ожогов;

    -общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;

    - источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;

    - опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;

    - наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;

    - правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;

    - правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;

    - влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий. Что значит одеваться по сезону, правила поведения;

    - чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;

    -правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности;

    - основные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.

    Практическая работа: к концу 4 класса учащиеся должны уметь:

    - составить порядок дня, Ухаживать за полостью рта, руками, ногами;

    -оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах;

    -безопасно обращаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;

    - выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика;

    -правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства. Принять безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте;

    -самостоятельно одеваться по сезону;

    - самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, в лесу;

    - правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми. Оказать первую медицинскую помощь при укусах насекомых.

    Знать: понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное.

    Уметь: характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни.

    П: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать. какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

    Р: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

    К: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

    учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений

    Тематический, проверочная работа

    Знать: понятия «граница», «государственная граница», «виза», «безвизовый режим», «таможня», «пуща», «кочевник», «кириллица», «иероглиф», «хан».

    Уметь: рассказывать о субъектах РФ (местоположение на географической карте, граница, соседи, столица, символика и её значение, природные и культурные достопримечательности, современные достижения).

    П. Строить рассуждения в форме простых суждений.

    Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

    К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

    Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью.

    формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

    Знать: объекты всемирного природного наследия Беларуси, природные особенности и образ жизни в Монголии.

    Уметь: определять на географической или политической карте мира местоположение страны, её границы, соседние с ней государства.

    П. Ставить и формулировать проблемы. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения в форме простых суждений.

    Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

    К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

    принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

    деятельности и формирование личностного смысла учения;

    Знать: природные условия, растительный и животный мир тундры.

    Уметь: находить по карте природных зон России тундру.

    П. Осуществлять поиск необходимой информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

    Использовать общие приёмы решения задач.

    Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его

    Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

    Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

    Знать: природные условия, растительный и животный мир степей.

    Уметь: находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей.

    П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

    Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

    Учиться высказывать своё предположение.

    К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

    Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

    Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

    Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

    Знать: заповедники и национальные парки России, расположенные в различных природных зонах.

    Уметь: рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края.

    П. Ставить и формулировать проблемы.

    Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.

    Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

    К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

    осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

    Знать: об эпохе княжеских междоусобец и монголо-татаском нашествии.

    Уметь: составлять схему родственных отношений князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков.

    П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

    Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

    К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

    понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

    Обобщение по теме «Страницы мировой истории»

    Правила обработки ран. Перевязка ран.

    обобщение и систематизация изученного

    Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

    Знать: об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во времена правления князя Ивана III

    Уметь: составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси

    П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

    Р. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

    К. К. Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной. Допускать возможность существования у партнёров различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

    Знать: события Смутного времени.

    Уметь: показывать на карте поволжские города; называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

    П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

    Самостоятельно создавать алгоритм деятельности.

    Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

    К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

    Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

    Текущий к Текущий контроль онтроль

    Знать: о преобразованиях в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I.

    Уметь: характеризовать архитектурный облик Санкт-Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт-Петербурге

    П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

    Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

    Р. Различать способ и результат действия.

    Учиться высказывать своё предположение.

    К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

    понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

    Знать: о деятельности великих соотечественников в послепетровское время. Уметь: характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху

    П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

    Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

    К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

    развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

    Знать: важнейшие хранилища мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Москве.

    Уметь: называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей и художников.

    П. Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

    Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

    К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

    развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

    Знать о героях, о событиях ВОВ своего края, города.

    П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

    Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

    формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

    Знать: особенности периода перстройки.

    Уметь: характеризовать особенности страны во второй половине 80-90 гг.

    П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

    Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

    Знать: о положительном опыте развития творческих способностей и лучших селовеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности.

    Уметь: аргументировать необходимость личной ответственности за будущее Отечества.

    П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

    Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

    Учиться высказывать своё предположение.

    К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    Путешествие по России

    Практическое занятие «Ориентирование на местности»

    Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте. Охрана памятников истории и культуры

    Знать: о положительном опыте развития творческих способностей и лучших селовеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности.

    Уметь: аргументировать необходимость личной ответственности за будущее Отечества.

    П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

    Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

    К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

    формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

    Требования к результатам

    Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

    • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
    • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
    • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
    • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор. какой поступок совершить.

    Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

    • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
    • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
    • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать. какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
    • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
    • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
    • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

    • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
    • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать. приводя аргументы.
    • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..

    Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

    • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
    • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
    • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
    • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
    • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
    • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
    • проводить наблюдения природных тел и явлений;

    Ресурсное обеспечение программы

    1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М. Просвещение, 2014
    2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. М. Просвещение, 2014
    3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся начальных классов. М. Просвещение, 2014

    УМК соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2014-2015 учебном году.

    Окружающий мир -4 класс

    Оценка устных ответов

    • полностью усвоил учебный материал;
    • умеет изложить его своими словами;
    • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
    • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
    • в основном усвоил учебный материал;
    • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
    • подтверждает ответ конкретными примерами;
    • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
    • не усвоил существенную часть учебного материала;
    • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
    • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
    • слабо отвечает на дополнительные вопросы.
    • почти не усвоил учебный материал;
    • не может изложить его своими словами;
    • не может подтвердить ответ конкретными примерами;
    • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

    Оценка выполнения практических работ

    • тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
    • правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
    • изделие изготовлено с учетом установленных требований;
    • полностью соблюдались правила техники безопасности.
    • допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
    • в основном правильно выполняются приемы труда;
    • работа выполнялась самостоятельно;
    • норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
    • изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
    • полностью соблюдались правила техники безопасности.
    • имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
    • отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
    • самостоятельность в работе была низкой;
    • норма времени недовыполнена на 15-20 %;
    • изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
    • не полностью соблюдались правила техники безопасности.
    • имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
    • неправильно выполнялись многие приемы труда;
    • самостоятельность в работе почти отсутствовала;